Рынок аренды спецтехники: быть или не быть?

наши исследования
Российский рынок аренды спецтехники развивался стремительно: его ежегодные темпы роста в 25% впечатляли, давая надежды на светлое и обеспеченное будущее его участникам. Но время, когда продавец диктовал свои условия заказчикам, кажется, закончилось, причем неожиданно как для одной, так и для другой стороны. Что происходит с рынком аренды спецтехники в Сибири сейчас? Зависит ли его развитие от цены на нефть, как в эту отрасль проникают ИТ-технологии и как наладить взаимовыгодный диалог между участниками рынка и заказчиками? Этим вопросам был посвящен заочный круглый стол, организованный «КС» совместно с исследовательской компанией SpeakerExpert.

Российский рынок аренды техники и оборудования был одним из самых быстрорастущих в мире вплоть до 2014 года. По оценкам ИАЦ «РусРентал», в 2013 году объем российского рынка аренды строительной и грузоподъемной техники и оборудования вырос на 18%, а в предыдущие годы средние темпы роста составляли до 25% в год.

Основным фактором, влияющим на рынок аренды спецтехники, является общая экономическая ситуация в стране. Развитие жилого, дорожного, инфраструктурного строительства привело компании к необходимости наращивать производственные мощности, что не всегда возможно осуществить за счет собственных фондов, создание и управление которыми требует больших капитальных вложений. Даже крупнейшие из игроков рынка иногда прибегают к аутсорсингу, не говоря о небольших компаниях, для которых приобретение и содержание столь дорогостоящей техники может быть нецелесообразным.

Растущий спрос на услуги спецтехники привел к массовому появлению новых игроков и на рынке Новосибирска: машины специального назначения стали покупать и компании, и физлица. По данным «2ГИС», в Новосибирске в рубрике «Заказ спецтехники» зарегистрировано 677 компаний. Согласно отчетам СПАРК, суммарная выручка арендных компаний и компаний по организации грузоперевозок в 2014 году составила порядка 55,1 млрд рублей (при ВРП Новосибирской области — 821,4 млрд рублей).

На фоне такого значительного объема рынок услуг спецтехники выглядит неструктурированным, незрелым. Об этом, а также о перспективах развития рынка аренды техники специального назначения мы поговорили с участниками отрасли, среди которых как владельцы техники, так и ее заказчики.

Ключевые тренды на рынке аренды спецтехники

Наблюдается сокращение общего количества заказов на аренду и услуги спецтехники. У некоторых компаний — в два раза и более.

Сокращается количество платежеспособных заказов, у владельцев техники растет дебиторская задолженность.

Повышается чувствительность к цене. Заказчики стали больше торговаться с поставщиками техники.

Продажа и консервация техники владельцами и уход с рынка аренды. Некоторые эксперты отметили, что участились случаи закрытия компаний-владельцев техники, а также продажа техники частными лицами.

Постепенно вводится практика работы по предоплате, что не характерно для строительного рынка в целом. Рост дебиторской задолженности вынуждает поставщиков техники менять правила и работать только с проверенными заказчиками.

Заказчики предпочитают работать напрямую с владельцами техники без посредников. Вокруг диспетчеров сформирован общий негативный фон. По мнению экспертов рынка и со стороны заказчиков, и со стороны владельцев, диспетчерские компании зачастую не обладают достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для подбора спецтехники.

«Узкие места» на рынке заказа спецтехники

«Очень высокая конкуренция при сокращающемся спросе», — именно так характеризует текущее состояние рынка аренды спецтехники в Сибири генеральный директор компании «Три Кита» Александр Сухов. По его словам, собственники считают, что единственным выходом из данной ситуации является снижение цены на услуги техники, и сильно демпингуют. «На фоне повышения стоимости самой техники и цен на дизельное топливо такое снижение стоимости конечных работ приводит к снижению рентабельности. Раньше окупить одну единицу техники можно было за один-два года, а сейчас срок окупаемости увеличился в разы», — сетует собеседник «КС».

В свою очередь генеральный директор компании «Тринити» Ольга Гусева указывает на снижение количества результативных заявок. То есть компании обращаются за услугами спецтехники или организовывают конкурс, заведомо не являясь платежеспособными. По ее мнению, это большая проблема. «Сейчас проводится очень много конкурсов, большинство из которых бессмысленны, так как в результате стоимость работ устанавливается настолько низкая, что компании-подрядчику становится экономически невыгодно работать. У организаций, которые выигрывают такие конкурсы, задача — выиграть, отработать часть предоплаты и исчезнуть. Причем у них даже юридически есть возможность избежать ответственности», — делится опытом Ольга Гусева.

Подтверждает наличие недобросовестных заказчиков и директор компании «ГлобалТех54» Роман Лопатин: «Например, совсем недавно одна компания выиграла тендер на уборку снега. Установлена цена ниже себестоимости — 70–90 рублей за кубический метр. При этом своей спецтехники у нее нет, а собственники не соглашаются работать на таких условиях. Заказ «висит». Территория не чистится. Убирается все одной единицей».

Также собеседники «КС» указывают, что во время высокого сезона наблюдается дефицит некоторых видов спецтехники. «Когда наступает сезон, не хватает техники. Зимой, например, не хватает фронтальных погрузчиков. А летом — кранов. Тогда образуется очередь, затягиваются сроки сдачи объектов клиенту», — утверждает директор строительной компании СТАРКО Андрей Сачук. С ним соглашается главный инженер компании «Новосибирскжилстрой-2» Евгений Ненашев: «В сезон далеко не всегда удается быстро найти необходимую технику. Особенно актуальна данная проблема для редких видов техники, например, машины горизонтального бурения».

Требует отладки и вопрос взаимодействия с диспетчерскими службами. «С диспетчерами не всегда удобно работать из-за организационных проволочек, потому что не всегда они способны делать все дисциплинировано. Если произошла какая-то проблема на объекте, собственник может оперативно «перекинуть» другую единицу, а диспетчеру нужно искать нового исполнителя, который еще и не всегда согласится. Процесс согласования интересов у диспетчеров более сложный, и это отражается на их работе», — комментирует взаимодействие с диспетчерскими службами технический директор дорожно-строительной компании «ПолимерАвтодор» Дмитрий Акопов.

С ним соглашается и Роман Лопатин, добавляя, что не всегда диспетчер может квалифицированно проконсультировать заказчика, в связи с чем возникают сложные ситуации уже во взаимодействии между заказчиком и владельцем техники: «Заказчик не всегда может сам грамотно сформулировать задачу, т. к. не является специалистом в технике или тех работах, для выполнения которых он ее нанимает. А диспетчер, не обладая необходимыми техническими знаниями, не всегда может эту задачу грамотно уточнить, чтобы передать собственнику. В результате возникает недопонимание, которое выливается в задержки сроков и т. д.».

Коммерческий директор компании «Восток-С» Игорь Баслык считает такую ситуацию закономерной и объясняет ее тем, что профессионализм диспетчерских служб заключается в другом: «Это диспетчеры. Их цель — найти технику. Поэтому разговор о том, что их квалификация низкая, не совсем корректен. Они предоставляют очень узкий перечень услуг. При этом нет общения, конференций и т. д. Это такая посредническая услуга, которая на сегодняшний день на рынке не развита».

Технический директор дорожно-строительной компании «ПолимерАвтодор» Дмитрий Акопов рассуждает о рынке аренды и заказа спецтехники как о системе и отмечает отсутствие в нем структуры: «Структурированный рынок имеет место, когда на нем существует несколько четко обозначенных групп игроков, каждая из которых имеет свои особенности, и все эти особенности знают. Например: крупные поставщики с большим парком техники, но и высокими ценами; мелкие — с узким ассортиментом, но более гибкими условиями. И каждый заказчик, исходя из своих потребностей и возможностей, заранее знает, к кому ему обращаться. А у нас все звонят всем, и нет четких правил и гарантий. У нас и у диспетчера на все лето можно получить необходимое количество и качество техники. А можно и не получить. Как повезет. Этот элемент везения — чем его больше, тем больше дикость рынка. Структура подразумевает понятность».

Еще одна немаловажная особенность рынка услуг техники специального назначения, которую можно смело отнести к отраслевым проблемам, — предсказуемость профессионализма операторов (водителей) техники. Поскольку услуга спецтехники всегда оказывается только вместе с оператором, ее качество оценивается комплексно — исходя из характеристик самой машины и уровня профессионализма сотрудника, который этой машиной управляет.

«Профессионализм оператора — важная вещь. Нам приходится на это обращать внимание, потому что во дворах всегда остается транспорт собственников жилья, и его важно не повредить, точно так же как и конструктивы придомовой территории», — комментирует директор управляющей компании «Сибавтостройсервис» Виктор Оспенников.

С ним солидарны все эксперты, принявшие участие в заочном круглом столе. Они отмечают, что зачастую уровень квалификации оператора является «сюрпризом» для заказчика, т. к. невозможно его оценить до начала работы.

Дефицит специалистов рабочих профессий уже достаточно давно наблюдается во всей стране. При этом уровень технического оснащения машин спецназначения становится все выше, то есть управлять трактором, выпущенным в XXI веке, — совсем не то же самое, что и управлять трактором середины XX века. Кабина современной спецтехники больше напоминает кабину самолета: пульты, джойстики, панель управления. А пока заказчикам услуг техники специального назначения остается надеяться и ждать, что профессия оператора станет столь же востребованной, как и профессия продавца-консультанта.

Критерии заказчиков при выборе поставщика техники:

«В первую очередь мы смотрим на цену и производственные мощности, т. к. для нас важна возможность поставщика оперативно реагировать на наши заявки. Обязательно проверяются все разрешительные документы. Важно, чтобы компания могла гарантировать качество работы техники. Либо оперативная замена, если техника выходит из строя на объекте. Раньше мы были вынуждены страховаться и заказывать по две единицы, одна из которых работала, а вторая стояла. Теперь поставщик гарантирует надежность и сразу предупреждает, что нет необходимости в заказе дублирующей единицы техники», — выделяет основные критерии выбора поставщика спецтехники заместитель исполнительного директора по строительству строительной фирмы «Проспект» Сергей Рогозинский.

С ним соглашается директор компании «Старко» Андрей Сачук: «Самый первый критерий — ответственность. Если что-то сломалось, должны быстро заменить. Необходимо проверить и парк техники, и даже водителей. Цена простоя техники в строительстве очень велика. Поэтому иногда лучше на 5–10% увеличить бюджет, но выбрать новую технику и надежного поставщика».

У управляющих компаний же критерии выбора компании-подрядчика смещаются в сторону экономии, поэтому основные — цена и сотрудничество с владельцем техники напрямую без посредников.

«Для нас важна цена, поскольку мы работаем за счет собственников жилья. Еще один немаловажный критерий — наличие своего отвала для снега и собственной техники. Также для нашей компании ключевым параметром является готовность подрядчика выезжать на объект сразу же, как только мы позвоним. Мы понимаем, что у снегоуборочных компаний не один клиент, но, поскольку у нас ограниченная территория и мы гарантируем собственникам жилья определенные условия проживания, мы требуем от наших подрядчиков соответствующего подхода. Эти условия заранее обсуждаются и прописываются», — делится опытом директор управляющей компании «Зеленый город» (ЖК «Оазис» и «Бавария») Елена Казанцева.

Евгений Ненашев добавляет: «Во-первых, требование к персоналу: стараемся сотрудничать с проверенными компаниями и людьми, но бывают и новые поставщики с непредсказуемым уровнем операторов. Во-вторых, это состояние самой техники, так как не можем позволить себе простоев из-за поломок».

Директор по маркетингу ООО «Восточная Техника» Сэм Климовский со своей стороны отмечает, что заказчикам становится важнее отношение продающих и обслуживающих компаний к их потребностям и желаниям. «Мы хотим открытости от наших заказчиков и возможности услышать друг друга. Ведь наша задача состоит в обеспечении долгосрочного развития рынка, бизнеса и экономики в целом», — поясняет собеседник «КС».

Говоря о том, что заказчики хотели бы изменить во взаимодействии с владельцем/заказчиком техники, участники называют изменения финансовых условий. «В строительстве специфика такова, что сначала осуществляются работы, а потом производится оплата. Владельцы техники неохотно идут на отсрочку платежа, — рассуждает Евгений Ненашев. — Также хотелось бы, чтобы владельцы техники оперативнее реагировали на наши запросы».

С ним соглашается Дмитрий Агопов: «Нам нужно, чтобы технику предоставляли оперативно. Сейчас от звонка до прибытия техники может пройти до двух дней».

Руководитель компании «КартаИнфо» Сергей Чернышов утверждает, что это решаемые задачи: «Чего хочет заказчик? Быстро, качественно и недорого. Качество — это почти лотерея. Потому что не всегда знаешь, насколько квалифицированный специалист приедет, сделает ли он то, что вы хотите. Что касается «быстро и недорого» — это те параметры, на которые мы можем влиять. Заказ спецтехники — процесс достаточно простой, но в то же время долгий: нужно позвонить диспетчеру, оставить заявку, затем диспетчер будет также обзванивать тех владельцев, что есть у него в базе, и только потом уже, если найдет, озвучит вам варианты, которые могут и не подойти по цене или другим параметрам. Это основное «узкое место». Наша задача — упростить и оптимизировать процесс поиска техники».

Проблемой рассматриваемого рынка является то, что спецтехнику принято считать вспомогательным элементом, а рынок аренды и рынком-то называть не привыкли. Между тем при всей его «дикости» и не структурированности игрокам удается вырабатывать правила взаимодействия, удобные для обеих сторон: владельцев и заказчиков. А предпринимаемые отдельными участниками отрасли попытки упростить и автоматизировать это взаимодействие дают надежды на выход данного сегмента экономики на новый уровень развития.

Оригинал статьи опубликован на сайте http://www.ksonline.ru.

Made on
Tilda